История КавМинВод. Археология.
История открытия целебных источников Кавказских Минеральных Вод и практического познания их лечебной силы уходит в глубокую древность. Задолго до появления в России первых устных, а затем и печатных сообщений о водах Пятигорья местные жители, населявшие в далеком прошлом эту местность, хорошо знали о существовании здесь минеральных источников и по достоинству оценили их полезные свойства, научились ими пользоваться.
Этому свидетельствует наличие ванн, высеченных в скале у некоторых изливающихся источников, которые были обнаружены первыми русскими исследователями Ф. П. Гаазом, А. П. Нелюбиным. Подтверждают это и археологи.
За неполные два века они выявили и частично изучили около 1500 древних объектов. Но территория Кавказских Минеральных Вод исследована ещё не полностью. Каждый полевой сезон приносит археологам все новые и новые открытия.
Знаменитым памятником IV – начала III тысячелетия до нашей эры является поселение у замка Коварства и Любви под Кисловодском, где обнаружены различные глиняные сосуды и их фрагменты, изделия из вулканического стекла - обсидиана, части каменных браслетов, женские фигурки и многое другое. Подобные поселения были и на Змейке, склонах Машука, в других частях Кавказских Минеральных Вод.
Важно, что материальная культура населения КМВ столь отдаленного периода имела смешанный характер. Здесь перекрещивались разнообразные связи и контакты различных по происхождению и культуре племен. Эта благодатная земля уже тогда привлекала их пристальное внимание.
Над водоразделами и долинами рек Кавказских Минеральных Вод можно увидеть цепочки древних курганов. Обряд захоронения под курганными насыпями зародился в степной зоне юго-восточной Европы еще в эпоху энеолита и продолжался в различных формах вплоть до позднего средневековья (XV-XVII веках). На КМВ он был особенно популярен в эпоху бронзы – III-II тысячелетия до нашей эры. Особенно крупные курганы сохранились сегодня возле старого озера в Кисловодске, у станции Новопятигорск, сел Юца, Этока, поселка Золотушка и некоторых других местах.
Выразительные находки были сделаны в основных подкурганных погребениях и на некоторых поселениях так называемой майкопской культуры начала и середины III тысячелетия до нашей эры. Это качественные амфоровидные сосуды, бронзовые кинжалы и ножи, разнообразные украшения и тому подобное. Носители майкопской культуры по своему происхождению были связаны с Западной Азией и Закавказьем и достигли высокого уровня развития. Они освоили сначала Прикубанье, а затем расселились в центральных районах Северного Кавказа, в том числе и на Кавказских Минеральных Водах.
В эпоху средней бронзы территория КМВ была освоена представителями различных пастушеских племен, также хоронивших своих сородичей под курганами. Конструкции их были сложны, в насыпях и погребальных сооружениях широко применялся камень и дерево, могилы располагались по определенной системе, например, вокруг центрального погребения. По уровню культуры они уступали «майкопцам», имели менее качественную керамическую посуду и другие предметы. Но изделия из бронзы, камня, кости также разнообразны и выразительны.
Наряду с населением предгорий и гор на Кавказских Минеральных Водах проживали и представители степной катакомб ной культуры. Такое название она получила из-за типичного для неё особого погребального сооружения в виде входной ямы и подземной пещерки. Поселений эпохи средней бронзы пока выявлено немного, но они, вероятно, были распространены, на что указывает обилие курганов.
В юбилейный для Кавказских Минеральных Вод 2003 год археологи продолжают работать в регионе. Экспедиция государственного унитарного предприятия «Наследие» Министерства Культуры Ставропольского края раскопала один из достаточно крупных курганов эпохи бронзы, расположенный на западной окраине Ессентуков, недалеко от поселка Белый Уголь. Курган содержал около 40 погребений в простых грунтовых ямах, ямах с заплечиками, каменных ящиках и гробницах, катакомбах. Представители всех известных в Предкавказье культурных общностей конца III-II тысячелетия до нашей эры использовали данный курган для погребения своих сородичей.
Они неоднократно делали кольцевые стенки – кромлехи, и подсыпали насыпь, стремясь придать ей коническую форму. На завершающем этапе строительства кургана его насыпь достигла 5 метров. В погребениях найдено много интересных предметов: орнаментированные глиняные сосуды, включая ритуальные, бронзовые украшения, булавки, разнообразные бусы, предметы из кости и многое другое. Выделяются алебастровые статуэтки средиземноморского происхождения, степные курильницы катакомбной культуры, шлифованные каменные топоры и булавы. После детальной обработки полученных важных научных материалов знания об эпохе бронзы КМВ и всего Северного Кавказа значительно пополнятся. Особый этап развития населения всего Северного Кавказа и КМВ в частности приходится на первую половину и середину I тысячелетия до нашей эры. В это время большую часть Предкавказья заселяют носители самобытной кобанской культуры или населения, подверженного ее мощному влиянию. Особенно известна богатая бронзовая пластика кобанцев, их изящные бронзовые топоры, украшения и другие изделия.
В результате сложных передвижений и контактов на Кавказских Минеральных Водах складывается местный вариант этой культуры эпохи поздней бронзы и раннего железа. Можно говорить о значительном демографическом взрыве в этот период. Были заселены и хозяйственно освоены почти все удобные места предгорно-низкогорной зоны, отроги гор-лакколитов, долины рек и ручьев. Жители района участвовали в широких хозяйственно-культурных связях. Уровень экономики был достаточно высок. Создавались искусственные террасы. Изготавливалась тщательно выделанная орнаментированная глиняная посуда, предметы из кости, дерева, металлов.
Многочисленны в регионе могильники кобанского времени, состоящие из каменных ящиков, гробниц, грунтовых ям. Типичная поза погребенных - скорченно на боку. Исследования, проведенные по костным материалам из погребений, позволяют предположить употребление минеральных вод в середине I тысячелетия до наглей эры.
В начале I тысячелетия в Предкавказье существовал таинственный народ - киммерийцы. В могильниках Кисловодской котловины и других районах Пятигорья встречаются захоронения конных воинов или колесничих с передовыми для того времени образцами вооружения в виде биметаллических мечей и кинжалов, наконечников стрел, пластинчатых доспехов, предметов конской сбруи. Все это связывается учеными с киммерийцами. Таким образом, Кавказские Минеральные Воды были одним из основных районов расселения киммерийцев.
В VII веке до нашей эры в Предкавказье появляются племена скифов, которые наряду с киммерийцами активно участвовали в военно-политических событиях в Закавказье и Передней Азии. Там они приобщались к высокой культуре и роскоши. В связи со скифской угрозой на кобанских поселениях появились рвы, валы, стены.
Скифы проживали в более равнинных районах Предкавказья и Северного Причерноморья, но периодически проникали и в горы. Крупный скифский курганный могильник существовал в районе села Новозаведенного Георгиевского района Ставропольского края. Ученые полагают, что у скифов уже в VII-VI веках до нашей эры уже были зачатки раннего государства, которое частично занимало нынешнюю территорию КМВ.
В III-II веках до нашей эры скифы были вытеснены из Предкавказья родственными по происхождению и языку племенами сарматов, которые обычно использовали древние курганы для устройства своих могил в их насыпях.
В течение всего I - начала II тысячелетия нашей эры Кавказские Минеральные Воды были связаны с историей аланов. Они сформировались в Предкавказье на основе смешения выходцев из глубин Азии, Местных групп, скифов и сарматов.
Аланы в процессе оседания создавали поселения, в том числе и крупные. Они образовались по берегам Кумы, Подкумка и других рек района. Хоронили преимущественно в катакомбах, как грунтовых, так и подкурганных. Имели торговые связи с Северным Причерноморьем, ходили в походы в Закавказье и Переднюю Азию.
Среди ремесел особенно было развито изготовление керамики, но использовали и привозную посуду. Основным занятием было скотоводство, но развивалось и земледелие.
В ритуальных действиях применялись своеобразные курильницы. Распространен был обряд жертвоприношения коня. В среде алан в первые века нашей эры шли процессы имущественного и социального расслоения, выделялась состоятельная знать, представителям которой принадлежат особо богатые захоронения.
В III веке нашей эры в Причерноморье и Центральное Предкавказье совершают походы германские племена – готы. Об этом свидетельствуют отдельные находки, например, обнаруженные недавно на раскопках поселения первых веков нашей эры, у посёлка Энергетик, на северных отрогах Машука.
В начале эпохи «великого переселения народов», в IV веке нашей эры, аланы пострадали в борьбе с племенным объединением тюркоязычных кочевников-гуннов, в результате чего одна часть из них была уничтожена, вторая - увлечена в гуннское движение в Европу, а третья - переместилась ближе к горам и непосредственно в горы, плотно заселила Кисловодскую котловину и верховья рек бассейна Кумы.
С этого времени в Предкавказье постоянно шел процесс взаимодействия потомков местной кобанской культуры с ирано-язычными и тюрко-язычными племенами. В мирные периоды быстрее развивалось хозяйство, постепенно возрастала роль земледелия и ремесел, увеличивались поселения.
Аланы Кавказских Минеральных Вод установили устойчивые взаимоотношения с Византией, Закавказьем, так как по их территории проходили важные культурно-обменные пути, включая и северные ответвления Великого шелкового пути. Предкавказский участок этой артерии особенно активно стал использоваться в VI-VIII веках нашей эры. Торговые караваны, дипломатические представительства, военные отряды разных стран проходили в этот период непосредственно по долине Подкумка и его притокам. В результате у жителей многочисленных поселений района появились изделия из шелка, китайские зеркала, различные высококачественные украшения и другие предметы.
Кисловодская котловина и прилегающие районы в это время находились под властью аланского «царя» Сародия.
Социально-экономическая и политическая обстановка эпохи раннего средневековья на КМВ часто менялась. Сюда проникали новые кочевые и полукочевые группы. В VIII-IX веках на большую часть территории распространилась власть Хазарского Каганата. На горе Развалка находилось одно из крупных укреплений этого периода, а открытые поселки - в районе города Георгиевска.
В X веке Алания освободилась от хазарского господства и сама стала приобретать черты государственности. Укрепившиеся связи с Византией выразились и в принятии христианства правителями и населением Алании.
На Кавказских Минеральных Водах появились памятные знаки и надгробья в виде каменных крестов, возможно, строились церкви. Были и другие атрибуты христианства.
В VIII-IX веках на Рим-горе, в окрестностях современного Кисловодска, стало формироваться крупное поселение. Это был один из средневековых торговых аланских городов, который достиг своего расцвета в Х-ХП веках нашей эры.
Крупные ремесленно-торговые поселения появились на северной окраине современного Кисловодска, в районе посёлка Подкумок, на реке Золка, в верховьях реки Кумы.
С XI века аланы находились в тесных взаимоотношениях с половцами. На это указывает появление половецких погребений в древних курганах района КМВ.
Походы монголо-татар в 20-30-х годах XIII века стали разорительны для населения Кавказских Минеральных Вод. После этого крупные поселения существенно сокращаются либо вообще исчезают. В XIV веке район стал использоваться ордынскими ханами в качестве ставок. Одна из таких ставок находилась в районе Ессентуков и посёлка Белый уголь. С ней связаны раскопанные в 1960-1970-х годах остатки типичных мавзолеев. К этому периоду относятся и первые упоминания о целебных источниках КМВ.
В конце 30-х годов XIV века ставку хана Узбека посетил арабский путешественник Мохаммед Ибн-Баттута. В своих путевых записках он кратко засвидетельствовал, что «на Пятигорье находится ключ горячей воды».
Ещё более мощное сокрушительное нашествие на Предкавказье было совершено Тимуром в конце XIV века. После этого достаточно долгое время на всей территории Кавказских Минеральных Вод оседлых поселений не было.
В XV-XVII веках здесь расселяются подвижные группы кабардинцев и черкесов, с которыми связаны могильники из большого количества мелких курганов. Ранее они встречались вокруг всех городов КМВ, но в настоящее время значительная их часть разрушена в результате хозяйственной деятельности.
Таким образом, наш уникальный край несет в себе много следов сложной и многообразной истории, что является важной частью его богатого культурного наследия.
|