От Александра I до Николая II

От 1917 г. до наших дней


Археологические данные

Загадка Буса Белояра

Орёл - символ КМВ

на главную

Справочно:
Фотокарта Железноводска
сайты партнеров

контакты


История Кавказских Минеральных Вод.


Символ КавМинВод - Орёл.



  Образ Орла стал официальным символом Кавказских Минеральных Вод. Он хорошо известен как в России, так и за рубежом. 14 мая 1901 года газета «Казбек» поместила небольшую статью, посвященную открытию лечебного сезона в Пятигорске, где владикавказский журналист писал: «.. .В этом году от Цветника до вершины Горячей горы отделана красивая лестница, по обеим сторонам которой поставлено много ваз. На вершине Горячей горы, в конце каменной лестницы, поставлена фигура каменного Орла, очень грубой работы, стоящей совсем не у места и портящей впечатление красоты. Этот Орел до того неизящен, а главное, неправилен со своей невероятно толстой и короткой шеей. Фигура Орла, видимо, имеет символическое значение; Орел этот - лечебные воды, а змея, которую он держит в когтях, - болезни...»

  В это же время в Пятигорске единственная курортная газета «Сезонный листок Кавказских Минеральных Вод» ни единым словом не обмолвилась об этом Орле, отметив только, что «Горячая гора приняла теперь вполне живописный вид с разбитыми дорожками, аллеями и прочим». Видимо, издатели «Листка» решили обойти молчанием появление неудачной скульптуры, ставшей объектом жесткой критики.

  Место, где было установлено изваяние Орла, примечательное в истории Горячих вод. Здесь из расщелины горы щедро струился горячий серный источник, около которого были сооружены деревянные Александровские и Ермоловские ванны.

  В последующие годы выход минеральной воды стал снижаться. Поэтому были снесены обветшавшие деревянные ванны. Но и ныне из расщелины, над которой стоит Орел, слабо изливается, насыщая окружающий воздух своеобразным запахом сероводорода, могучий некогда «первоисточник».

  В 1900 году директор Вод В. В. Хвощинский решил разбить на пустых склонах Горячей горы курортный парк, поручив его устройство садовникам В. В. Уткину, А. Л. Зегеру, архитекторам И. И. Байкову, А. Н. Клепинину и скульптору Л. К. Шодкому.

  Весной 1901 года была создана первая часть парка с аллеями и дорожками. К нему на северо-западном отроге Горячей горы была устроена извилистая лестница в несколько маршей с белыми вазами на подпорных стенах; на нижней площадке, где когда-то стояли деревянные Ермоловские ванны, были построены обширный кегельбан «в два проката» и «испанский тир» арендатора Ф. Дмитриева, а также разбит небольшой цветник. Архитектурную завершенность верхней площадке каменной лестницы должна была придать искусственная горка с каким-либо изваянием курортного характера. Сюжет скульптуры, а точнее, её эскиз и предложил новочеркасский художник Иван Иванович Крылов (1860-1936). На Кавказских Минеральных Водах он выполнял различные заказы Управления Вод, а также лечился.

  В эскизе для скульптуры на Горячей горе И. И. Крылов изобразил крупного орла-беркута, клюющего ядовитую змею, которую он цепко держит в когтях.

  Символический смысл композиции И. И. Крылова 1901 года очевиден. Орел - сильная птица, «царь гор», в данном случае является аллегорией «здоровых сил Кавказа». Змея же - отвратительное и ядовитое пресмыкающееся, внушающее людям инстинктивный страх, - аллегория болезней, которые порой неожиданно поражают человека. В наше время существует и современная трактовка скульптуры, по которой однажды горный орел, укушенный ядовитой змеей, исцелился местной минеральной водой. Однако доказать реальность этого события невозможно и такая трактовка не соответствует композиции. И совсем далеки от истины те, кто пытается увидеть в Орле на Горячей горе легендарную ясновидящую птицу Симург, свившую гнездо на вершине Эльбруса.

  По эскизу живописца И. И. Крылова ростовский скульптор Людвиг Карлович Шодкий (1858-1935), занимавшийся весной 1901 года изготовлением алебастровых ваз для парка на Горячей горе, довольно быстро исполнил изваяние Орла. В конце апреля готовая скульптура была водружена на пирамидальный пьедестал из «дикого» камня и развернута головой в сторону Спасского собора и парка «Цветник». 1 мая при торжественном открытии лечебного сезона посетители и жители курорта впервые увидели скульптуру в новом парке на Горячей горе. Вечером того же дня состоялась красочная иллюминация: скульптура была освещена красным бенгальским огнем.

  Вскоре после своего появления Орел, несмотря на отмеченную прессой неказистость, начал приобретать популярность, стали печататься первые его фотографии на почтовых открытках; он появился на обложках путеводителей, замелькал на журнальных и газетных полосах.

  Подобно Эйфелевой башне, которую парижане вначале ругали как сооружение, уродующее вид города, а потом приняли как символ столицы Франции, так и Орел постепенно завоевал право быть символом Кавказских Минеральных Вод.

  Со временем разнообразные вариации Орла на Горячей горе украсили многие парки КМВ и некоторых других курортов страны.

  За минувшее столетие изображение Орла не раз менялось. На первом изваянии голова птицы с полуоткрытым клювом была склонена в правую сторону, и она хищно смотрела на змею левым глазом, крылья имели довольно большой размах. Во время революций и гражданской войны Орел на Горячей горе, изображение которого могло кому-то напомнить о ненавистном гербе Российской Империи, лишился головы и части крыльев. При восстановлении голова была повернута отчего-то в левую сторону. На фотографиях после Великой Отечественной войны видно уже другое изображение Орла, более статичного вида, который нам знаком и сейчас – голова с закрытым клювом опущена вниз, немного изменена форма крыльев, уменьшено их оперение. Автор этого варианта остался неизвестным.

  В ноябре 1972 года Пятигорский курортный совет заключил договор на реставрацию скульптуры с Ленинградским комбинатом декоративно-прикладного искусства. 15 октября 1973 года цементная фигура Орла на Горячей горе была заменена его бронзовой копией, отлитой со слепка на Ленинградском заводе монументальной скульптуры.

  Оптимистический образ преодоления болезней прижился на Кавказских Минеральных Водах.

  Орла стали изображать на кружках для минеральной воды, различных этикетках, в буклетах и фирменных знаках; тиражировали в сувенирных статуэтках.

  Во время утверждения официальной символики городов и региона Кавказских Минеральных Вод в 1992-1995 годах Орел со змеей стал узаконенной эмблемой КМВ.

  Образ могучего кавказского Орла, ведущего вечную схватку со смертельно опасной змеей, неизменно вселяет в душу человека надежду на преодоление недугов с помощью чудесных природных сил Кавказа.


  И, может быть, спустя года,

  Не канет в омуте забвенья

  Победный вид Кавказского Орла,

  Дарящий веру в исцеление.